Свидетельство о смерти

Факт смерти означает утрату дееспособности и правоспособности. Для того, чтоб этот факт был оформлен надлежащим образом, он должен быть зафиксирован определенным государственным органом. В качестве такого органа выступает ЗАГС, где происходит замена главного удостоверения личности человека — паспорта — на свидетельство о смерти. Документ выдаётся в день обращения, по закону заявить о смерти необходимо в течении 3 дней с момента смерти человека. Это, скорее рекомендательный срок, так как никакой ответственности за его нарушение не предусматривается.

Если паспорт удостоверяет личность живого человека, свидетельство о смерти — это основной документ, удостоверяющий личность покойного. Свидетельство о смерти необходимо для того, чтоб родственники или уполномоченные лица могли заняться дальнейшими церемониями. Самое главное, чтоб документ был получен до церемонии похорон, так как это обязательное условие для того, чтоб можно было похоронить или кремировать. В свидетельстве о смерти должны быть указаны такие сведения, как: установочные данные (ФИО) умершего, дата и место смерти, номер и дата составления записи акта, дата выдачи самого документа о смерти.

Для чего нужно свидетельство о смерти

Таким образом получается, что свидетельство о смерти необходимо для осуществления следующих действий:

  1. Непосредственно оформление и проведения церемонии захоронения (кремации) умершего человека. Получения выделяемой государством социальной компенсации на погребение.
  2. Оформления о транспортировки груза 200 в другие регионы.
  3. Заказа и оформления эксгумации останков для дальнейшего их перезахоронения.
  4. Решения вопросов, касаемых наследования имущества покойного.
  5. Получения всех тех пособий и выплат, которые предусмотрены законом после гибели человека. Наглядный пример — оформление пенсии по потере кормильца.
  6. Решения вопроса с местом захоронения на кладбище, а так же для последующего переоформления ответственного за могилу.

Свидетельство о смерти как получить

Документальное подтверждение факта смерти человека необходимо для официальной регистрации этого факта и получения свидетельства о смерти.

В качестве документального подтверждения факта смерти могут служить:

  1. Медицинское свидетельство о смерти — это первичный документ, подтверждающий, что человек ушел из жизни. Оно выдается медицинским учреждением, специалисты которого произвели констатацию смерти. Именно на основании этого документа выдают гербовое свидетельство.
  2. Решение судебного органа, если для подтверждения смерти потребовалось прибегнуть к его помощи. Это обычно происходит, когда человек считался без вести пропавшим. Только суд выносит решение о признании человека умершим, но не ранее, чем спустя 5 лет после пропажи человека.
  3. Документ из ФСБ или органов МВД если требуется подтвердить факт смерти репрессированного, но позднее реабилитированного лица.

Какой-либо из вышеуказанных документов получает либо родственник, либо лицо, на которое легли обязанности по подготовке похорон. Помимо собранного пакета документов обязателен паспорт ответственного лица.

Возникли вопросы или нужна помощь? Мы готовы помочь!

Расскажем порядок действий в экстренной ситуации и дадим подробную инструкцию

+7(812) 655-67-07

Круглосуточно

Где получить свидетельство о смерти

Выдача таких свидетельств входит в обязанности исключительно органов ЗАГС (Отдел регистрации актов гражданского состояния о смерти).

Адрес и контакты ЗАГС:
Время работы:

Документы для свидетельства о смерти

Для того, чтоб можно было получить гербовое свидетельство, вне зависимости от места его получения, потребуются документы:

 1. Оригинал документа, подтверждающего личность умершего — паспорт
Паспорт изымается специалистом отдела ЗАГС для последующей передачи в органы МВД. Если у умершего отсутствует паспорт, следует взять выписку из домовой книги. Получить такую выписку могут только лица, зарегистрированные на одной жилплощади с покойным. Если умерший являлся иностранцем, то для получения свидетельства предъявляется заверенный нотариусом перевод паспорта на русский язык и оригинал паспорта.

 2. Медицинская справка, подтверждающая факт смерти 
Таковая выдается только после проведенной по всем правилам патологоанатомической экспертизы. Этот документ так же изымается принимающим сотрудником. Медицинское свидетельство должно быть оформлено в строго установленной форме, для этого имеется форма No106/у-08. Данная форма утверждена приказом Министерства здравоохранения от 26.12.2008 года. После получения медицинского заключения, важно внимательно проверить соответствие всех личных данных покойного. Если в последующем обнаружится некое несоответствие или даже опечатка, то в регистрации факта смерти в ЗАГСе могут отказать. Не может быть принята так же справка без всех требуемых подписей и синей печати. Все поля справки, обязательные к заполнению, должны быть заполнены, исправления заверены.

 3. Оригинал паспорта лица, ответственного за похороны
За услугой не может обратиться лицо, который имеет только временную справку, заменяющую паспорт. Точно так же услугу не предоставят лицу, которое предоставит ксерокопию своего паспорта. Все эти моменты так же служат гарантированным поводом для отказа в предоставлении услуги. Конечно, паспорт обязательно возвращается владельцу. После предоставления указанных документов гербовое свидетельство о смерти выдается заявителю о смерти. Причем вовсе не обязательно, чтоб данное лицо являлось родственником умершего. После получения свидетельства важно проверить соответствие всех данных, во избежание недоразумений в дальнейшем.

Кто может получить свидетельство о смерти

Получить на руки свидетельство о смерти может не только близкий родственник умершего человека. Это связано, в первую очередь, с тем, что не в каждой ситуации представляется возможным документальное подтверждение родства. Во-вторых, у умершего может вовсе не оказаться родственников, а похоронной церемонией кому-то заниматься все равно придется.

На этот случай есть Федеральный Закон №8 от 12.01.1996, который гласит, что данное свидетельство может выдаваться либо законному представителю покойного, либо лицу, уполномоченному заниматься похоронами.

Таким образом государственные органы, при условии предоставления полного пакета вышеуказанных документов, обязаны выдать гербовое свидетельство лицам из следующего списка:

  1. Супругу/супруге, детям погибшего, а так же постороннему лицу, которое либо присутствовало рядом с человеком в момент его смерти, либо владеет какой-либо информацией, касающейся этого факта.
  2. Представителю медицинской или социальной организации, если человек находился в ее стенах и там же был констатирован факт смерти.
  3. Представителю учреждения исправления-наказания, если на момент смерти гражданин находился в местах лишения свободы.
  4. Представителю ОВД, если смерть человека стала следствием примененной к нему высшей меры наказания.
  5. Представителю следственных органов или органов дознания, уполномоченному на проведение проверки по факту смерти неопознанного лица.
  6. Командиру воинской части или любого другого подразделения, если гражданин умер во время прохождения военной службы.
  7. Представителю похоронного агентства, которому родственники усопшего добровольно передали полномочия по организации похорон, сделав его таким образом своим законным представителем.

Стоимость документа

На территории всей России плата за регистрацию смерти, получение первичного гербового свидетельства о смерти не взымается, эта услуга совершенно бесплатна, вне зависимости от способа ее получения. Но государственную пошлину в размере 350 рублей придется оплатить в случае получения повторного свидетельства , к примеру, в связи с утерей или кражей оригинала. Получит повторное свидетельство можно в любом ЗАГСе или МФЦ, по месту жительства заявителя.